Судан (Нубия) в 19 веке.

 

Судан (Нубия) в 19 веке.

Верблюд не знает о кривизне своей шеи.

Пословица суданских арабов.

      Нубия относится к одной из древнейших цивилизаций. Еще в эпоху фараонов отсюда отправляли на север в Египет золотые изделия и слоновую кость. Нубия переняла от Египта культ бога Амона и строительство пирамид, в которых хоронили умершую знать. В 11 веке до нашей эры Нубия смогла освободиться от владычества Египта, а в 3 веке до нашей эры смогло отразить вторжение римской армии.

     Самый южный город Египта 19 века - Асуан. Далее на юг, вверх против течения Нила находилась Нубия (Судан). Течение реки здесь медленное, спокойное, восточный берег зарос непроходимым лесом. Частые пальмы, заросшие ползучими растениями, плотной стеной нависают над Нилом. Но по мере удаления от реки, там, где почва не такая влажная, начинается каменистая пустыня, которая простирается на восток до самого Чермного (Красного) моря. Посреди Нила располагается остров Бигэ, представляющий из себя нагромождение из гранитных глыб. Лишь редкие пальмы придают живость этому мертвому пустынному острову. На самом севере Судана (Нубии) проживали арабские племена. Южнее 13 параллели на обширных равнинах пасли скот  кочевые племена баккара. Это тоже арабы, но у них сильная негроидная примесь. Они стройны, мускулисты, имеют темно-красную кожу и приплюснутый нос. Помимо разведения крупнорогатого скота они славились своими кузнецами и шорниками. На юге Судана, в тропических лесах, проживали негроидные племена.

Мальчик из Судана негроидной расы. Фото 19 век.    

     Мальчик из Судана.

     Летом 1820 года в Судан вторглась египетская армия под командованием Исмаила-паши, который был сыном правителя Египта Исмаила-паши. Разрозненные и плохо вооруженные суданские племена не смогли оказать сопротивления организованной по европейскому образцу египетской армии. Вскоре египтяне заняли столицу Судана город Хартум. После этого почти вся северная часть страны попала под власть египетского паши, к 1838 году были захвачены области Донгола, Кордофан, Сеннар, Кассала и Бербер.Так Нубия стала египетской колонией.

     Военные и гражданские власти обложили местное население налогами, и если деревня не могла их полностью выплатить, то их продавали в рабство. Несколько раз в году они устраивали охоту на людей в горах Нуба, и всех захваченных в плен они превращали в рабов. На север, вниз по течению Нила, захватчики отправляли домашний скот, золото и рабов. С 1820 по 1839 год число проданных в рабство превысило 200 тысяч человек. Причем, с 1829 года рабы продавались с аукциона прямо в губернаторском доме. Рассуа (походы за рабами) организовывались властями. Отряды охотников за рабами комплектовались в основном из племен баккара, а финансировались турками, сирийцами, коптами, и европейцами, жившими в Судане. Поначалу аскерам, учавствовавшим в набеге (рассуа) в качестве вознаграждения полагалась доля от продажи рабов, но потом перешли к фиксированной оплате. Им платили по 45 пиастров в месяц. Для походов за рабами использовались также и наемные солдаты, набранные из нубийского племени данагла. Шейхи охотно набирали в свои отряды пришельцев из других племен, поэтому в 19 веке шло быстрое стирание племенных различий и развитие феодальных отношений. Кроме того, шейхи-работорговцы получали от правительства огромные территории, с которых они собирали налоги в пользу государства, не забывая о своих интересах и делясь доходами с чиновниками. В земледельческих районах оседлые племена джаалин, данагла, махас подвергались большей эксплуатации, чем кочевые племена, так как они были привязаны к своему клочку земли.

     Мужчина из Судана. Фото 19 век.

     Суданец.

     Египетские власти поделили территорию Нубии на округа, во главе которых поставили чиновника, которого назвали шейхом шейхов. Они не были связаны со своими родами и племенами, а являлись выходцами из городской торговой знати. Главной их обязанностью было обеспечение сбора налогов. С самого начала египетского владычества налоги собирались с горожан деньгами, с кочевников скотом, а с земледельцев натуральным продуктом. Но с развитием товарно-денежных отношений уже с 1870 года все налоги стали уплачиваться деньгами. Рабский труд широко использовался в садах и имениях чиновников и знати, красивые рабыни пополняли гаремы. Вывозились рабы в Египет, Турцию и Аравию. В 1834 году население Хартума составляло 15 тысяч человек, а к 1862 году удвоилось и достигло 30 тысяч человек. В Хартуме были правительственные здания, торговые склады, рынки, пристани.

     Для строительства дорог, мостов и дворцов сгонялось трудоспособное население. Такой принудительный труд получил широкое распространение в Судане. Высокие налоги, привлечение к принудительному труду и коррупция среди чиновников привело к обнищанию земледельцев. Пашни бросались, ирригационная система деградировала, и в 1877 году в провинции Дарфур началось антиправительственное восстание, которое было жестоко подавлено. В 1878 году вспыхнуло новое восстание, которое захватило несколько провинций и его удалось подавить лишь в 1880 году. В августе 1881 года во время праздника рамадан дервиш Мухаммед Ахмед провозгласил себя махди. Он призвал к чистоте ислама и борьбе с египтянами, турками и англичанами. Генерал-губернатор Судана Рауф-паша направил вооруженный отряд из 200 солдат с заданием арестовать и доставить в Хартум непокорного дервиша. Но сторонники махди напали на этот отряд и почти всех уничтожили. Мухаммед Ахмед со своими сторонниками ушел в Кордофан, в горы Нуба, и к нему стали стекаться сторонники джихада. В декабре 1881 года на подавление восстания был послан новый отряд, но и он был разбит. В марте 1882 года из Хартума был послан шеститысячный отряд, но и тот был разбит. После этой победы численность восставших стала быстро расти и сторонники махди стали захватывать один город за другим.

     В 1882 году Англия захватила Египет и поставила перед собой задачу установить свой контроль над Суданом. С этой целью англичане отправили в Судан 10-тысячный экспедиционный корпус, который в марте 1883 года прибыл в Хартум. В апреле они начали наступление на населенные пункты захваченные махдистами. Но 5 ноября англичане потерпели поражение, почти весь личный состав их армии был уничтожен. Восстание махдистов охватило новые территории и приобрела новых сторонников. 23 января 1895 года восставшие захватили Хартум. К началу 1896 года территория Судана была очищена от англо-египетских войск. Начались социально-экономические реформы. Контракты и списки должников сжигались. Запрещалось курить и употреблять алкогольные напитки. Поощрялась простая и суровая жизнь. Был брошен лозунг: "Все на борьбу с неверными! Смерть в бою счастье, так как павшего ждет вечное блаженство в раю". Был ограничен размер выкупа за невесту: 10 талеров за девушку и 5 талеров за вдову. Для свадебного пиршества запрещалось резать более одного барана. Запрещались браки с малолетними девочками и производство евнухов. За воровство отрубали правую руку, а при повторном случае левую ногу. Мародерство наказывалось смертной казнью, а женщинам запрещали носить украшения. Проповедовались идеи всеобщего равенства: "Если слуга слаб, то он должен сесть верхом на осла своего господина, а его хозяин обязан идти пешком до тех пор, пока слуга не отдохнет".

     Англичане не изменили свои планы покорить Судан и в 1888 году предприняли новое наступление на юг, в котором 8 апреля они разбили махдистское войско. Хорошо обученный и вооруженный корпус англичан захватывал один город за другим, и к концу 19 века с махдистским государством было покончено.

Фильтр по заголовкам      Показывать по  
Название
Яндекс.Метрика Устанавливая код счётчика на сайт, вы