Евреи Ближнего Востока в 19 веке.

 

Евреи Ближнего Востока в 19 веке.

Издали все люди неплохие.

Еврейская пословица.

     Евреи в 19 веке не имели своего государственного образования и были рассеяны по многим странам и континентам. Большая их часть жила в Европе и в Северной Америке, среди христианских народов. Значительная часть евреев проживала в своем историческом ареале на Ближнем Востоке, среди мусульманских народов.

     Исламское окружение оказывало сильное влияние на евреев. Если в Европе раввины запрещали полигамию, то в странах Ближнего Востока она носила законный характер. Однако, уже в 19 веке, в брачный контракт стал заноситься пункт, запрещающий мужу брать вторую жену. Если в разных странах Ближнего Востока исповедовались разные течения ислама, то и на еврейскую диаспору они могли оказывать разное влияние. Например, в Йемене еврейским женщинам запрещено было посещать синагогу, их не учили читать и писать, они не знали Святого Писания. Если в Европе еврейским женщинам давали библейские имена, то в Йемене они носили арабские имена. Однако из этого правила были и исключения. Если отец не имел сыновей, то он мог научить свою дочь всему тому, что знал сам.

 

     Большинство еврейских мужчин в странах Ближнего Востока были грамотны, это выделяло их из среды мусульман, большинство из которых не умело, не читать, ни писать. Ближневосточные евреи 19 века говорили на арабском языке, хотя в некоторых областях и сохранился арамейский  диалект. Арабский язык использовался евреями и как письменный литературный язык. Древнееврейский же язык употреблялся лишь как литературный язык.

     Изначально, у евреев поэзия носила религиозный характер и существовала лишь как сборники молитв. Светская же поэзия появилась под влиянием арабской поэзии.

     Два еврея из Адена. Фото 19 век.

     Евреи из Адена.

    

     В соответствии с ивритом, евреи придерживались строгой эндогамии, поэтому, несмотря на многовековое соседство с арабами и близость культуры они не смешивались с ними и всегда представляли собой отдельную этническую группу. В спорах внутри своей диаспоры они избегали обращаться к нееврейским судам и решали спорные вопросы внутри своей общины по еврейским законам. Те же, кто все же осмеливался обращаться в нееврейские суды, подвергались обструкции, штрафам или даже отлучением от еврейства. Право на наследование у евреев отличалось от мусульманских законов. Старший сын в еврейской семье получал две доли наследства, а остальные по одной. На практике, старший сын получал целое хозяйство, а остальные соответствующие компенсации. Если не было мужского потомства, то хозяйство наследовала дочь. Если еврейское и мусульманское право, по какому-то вопросу не несло принципиальных различий, то в  19 веке одни и те же вопросы могли одновременно рассматриваться и в еврейском и мусульманском суде для того, чтобы принятые решения сделать законными и с религиозной точки зрения и с точки зрения местных мусульманских властей.

Еврейский мальчик с рыбой. Фото 19 век.

     Еврейский мальчик.

 

     Отличались ближневосточные евреи от арабов и внешним обликом, прической и одеждой. Поэтому арабы считали, что евреи обладают какими-то знаниями из черной магии и часто обращались к ним с просьбой сделать какой-то приворот или заговор.

Еврей меняла из Адена. Фото 19 век.

     Еврей - меняла.

    

     Основным занятием ближневосточных евреев было ремесленничество, и в создаваемых ими изделиях чувствовалось эллинистическое влияние. В отличие от европейских евреев, ближневосточные евреи занимались и земледелием, формы хозяйствования в этом виде деятельности мало отличались от ведения хозяйства у арабов.

Название
Яндекс.Метрика Устанавливая код счётчика на сайт, вы