Арабы в 19 веке.

 

Арабы в 19 веке.

Лай собак не вредит облакам.

Арабская пословица.

    

     Прародиной арабов считается Аравийский полуостров, который они называют Джазират ал-араб (остров арабов). С трех сторон этот полуостров омывают воды Индийского океана. С юго-запада это Красное море, с юго-востока это Оманский и Аденский заливы и с северо-востока Персидский залив. С севера же, прилегает сирийская пустыня, которая изолирует аравийский полуостров от внешнего мира и создает иллюзию острова.

 Верхом на ослах. 19 век. Фото 19 века.

     Верхом на ослах.

    

     В 19 веке существовало еще несколько историко-этнографических зон проживания арабов. Во-первых, это Сирия, Иордания, Ливан и Палестина. Во-вторых, это Ирак. В третьих это Египет, Северный Судан и Ливия. В четвертых это страны Магриба (Тунис, Алжир, Марокко, Мавритания, Западная Сахара).

 Араб. 19 век. Фото 19 века.

     Араб.

    

     В расовом отношении арабы относятся к южным европеоидам. Они имеют смуглую кожу, развитый волосяной покров у мужчин, сильно выступающий нос. На юге Аравийского полуострова, главным образом в Адене, арабы имеют сильную негроидную примесь.

Знатный араб.Фото 19 век.

     Знатный араб.

     Подавляющее большинство арабов исповедует ислам (в переводе с арабского «предание себя богу»). Мусульманское духовенство не является посредником между верующим и богом, оно лишь осуществляет толкование догматов Корана и помогает верующим в понимании сущности ислама. Наиболее распространенными течениями ислама в 19 веке являлись суннизм, шиизм и вакхабизм.

Арабская женщина с ребенком. Фото 19 век.

     Арабская женщина с ребенком.

    

     У арабских женщин 19 века роды принимала повивальная бабка (муваллида, кабила, дайа). Она приносит в дом роженицы кресло с широким отверстием в сидении. При рождении присутствуют женщины уже рожавшие, а муж должен находиться где-то недалеко. Когда ребенок появляется на свет, то в правое ухо ему должны нашептать слова азана (призыв к молитве), такбир (Аллах велик) и шахаду (символ веры), в левое ухо ему должны нашептать слова Фатихи (из первой суры Корана). На седьмой день после родов в доме роженицы собираются ее родственницы, соседки и подруги. Выносят младенца и передают его из рук в руки, при этом каждая женщина должна что-нибудь пожелать ему. Матери же ребенка желают родить еще много детей. Роженица, в течение 40 дней считается нечистой, она должна отдельно от других есть и спать. После окончания этого срока подруги ведут ее в баню, и она считается очистившейся. Если рождался мальчик, то отец должен был бежать к своему дому с радостными криками: Бшара! Бшара! (Добрая весть!) Если рождалась девочка, то посланец шел к отцу со скорбным видом. Чтобы утешить огорченного отца, посланец говорил ему: «Да будет благословенной невеста!» (подразумевалось, что при выдаче замуж, отец невесты получит махру). Отец при этом должен был ответить: «Да благословит тебя Аллах». Если новорожденная девочка умирала, то принося соболезнования, нужно было сказать: «Пусть Аллах заменит ее братом». Если у араба 19 века, прожившего несколько лет с женой,  не было мужского потомства, то это могло послужить основанием для развода или для того, чтобы тот взял к себе в дом еще одну жену. Невестка, родившая сына, пользуется большим уважением в семье, чем невестка родившая дочь или не рожавшую.

 

     Важным событием в жизни араба является обрезание (хитин). Обычай обрезания у семитских народов существовало задолго до принятия ислама. Этот обряд должен был пройти каждый мужчина и только после совершения его, он мог считаться членом сообщества. В Коране отсутствуют требования делать обрезание, однако мусульманином может считаться только тот, кто совершил этот обряд. Только после обрезания можно посещать мечеть и стать старшим в семье. В некоторых районах Египта и Аравийского полуострова в 19 веке практиковалось и обрезание у девочек. (Этот обычай существует кое-где до сих пор). Суть этого обряда заключается в том, что девочке отрезали кончик клитора (иногда его отрезали полностью). Это наносило тяжелую психическую травму, а заживление раны было очень болезненно, и женщина становилась фригидной. Более того, иногда зашивалось и влагалище и оно срасталось, поэтому перед тем как выйти замуж, девушке надо было сделать операцию по разрезанию этого органа.

     Цель обрезания у девочек и мальчиков различна. Мальчикам обрезание дает право войти в мир мужчин и стать членом сообщества, а у девочек повышаются шансы выйти замуж.            

     Важным этапом в жизни арабов 19 века была женитьба. При этом выплачивается махра, сумма которой определяется родственниками невесты и уплачивается сразу же после подписания брачного контракта. Формально от невесты требуется согласие на брак, но и молчание расценивается, как знак согласия. Перед церемонией бракосочетания невесту наряжают в белое свадебное платье, а пятки и ладони раскрашивают хной. Во время бракосочетания невеста говорит: «Считаю себя твоей женой по определенному махру». Жених должен ответить: «Бракосочетание принял». После этого брак регистрируется нотариусом. После окончания свадебной церемонии невеста переселяется в дом жениха. Первая брачная ночь (лейлат аддухуль) заканчивается демонстрацией простыни.

     Полноценным членом новой семьи женщина считается после рождения мальчика. Характерной чертой национального характера арабов, является предприимчивость и склонность к торговле. Воровство в арабских странах встречается редко. Возможно, это потому, что за это преступление по приговору шариатского суда отрубают правую руку. За вторую кражу отрубали левую ногу, за третью кражу отрубали левую руку.

Молодые арабы. Фото 19 век.

     Молодые арабы.

    

     У арабов крепки семейные связи, попавший в беду человек всегда может рассчитывать на помощь родственников. Арабы гостеприимны, даже бедные люди могут пригласить малознакомого человека разделить их скромную трапезу. Скупость среди них не распространена, они часто жертвуют деньги на благотворительность, строительство бань и мечетей. В отличие от европейцев, речь у арабов более цветиста, для него важнее не суть сказанного, а форма, которая носит иногда иносказательный характер. Разговаривая, они больше заботятся о том, чтобы понравиться собеседнику, а суть сказанного и выполнение данных обещаний уходит на второй план. Арабы больше внимания обращают на то, как это было сказано, а не то, что именно было сказано. Беседуя с равными, они будут похлопывать друг друга по плечу или колену. В отношениях же людей разного возраста, молодые выказывают почтительность, именно это, можно сказать и о людях занимающих разное социальное поведение. Если встречаются хорошо знакомые мужчины, то они трижды прикасаются друг к другу своими щеками. Считается нормальным, когда по улице идут двое мужчин и держатся при этом за руки. Если идут трое, то араб, идущий в середине, может положить свои руки на плечи или на талии приятелей идущих с ним рядом. У арабов считается нормой поведения опаздывать на встречи или не точно соблюдать какие-то договоренности. Для араба считается, что-то пообещать и не выполнить нормой поведения.

Арабский цирюльник. Фото 19 век.

     Арабский цирюльник.

     Полигамия у арабов имеет доисламскую традицию. В постоянных войнах гибло много мужчин, поэтому женщин надо было как-то устраивать. Коран же ограничил количество жен, которых можно было иметь одновременно, четырьмя. Брак женщины мусульманки с иноверцем недопустим, так как мужчина господствует над своей женой, а не мусульманин не имеет права господствовать над мусульманкой. Женщина, осмелившаяся выйти замуж вопреки воли отца, рискует быть убитой отцом или братьями. Мужчина мусульманин может взять в жены женщину другой веры. Когда у араба спрашивают, сколько у него детей, а он отвечает, что двое или трое, то имеется в виду количество мальчиков. Для женщины тоже очень важно родить мальчика и не только потому, что от этого ее статус в семье повысится. Муж может умереть или развестись, а сын останется, и будет опекать свою мать.

 

     Коран запрещает пить вино, поэтому среди арабов широкое распространение получило жевание ката, которое производит легкое наркотическое воздействие на организм. Это зеленые листья растения похожего на чайные кусты. В доисламский период арабы занимались виноделием и готовили крепкие напитки, изготавливаемые из фиников. За употребление алкогольных напитков Мухаммад требовал телесное наказание. За совершение этого проступка в четвертый раз полагалась смертная казнь. Однако в 19 веке, в странах наиболее подверженных европейскому влиянию светские суды стали вытеснять шариатские.

     Арабы различных стран имеют этнопсихологические, культурные и антропологические различия. Тем не менее, эти различия не носят принципиальный дифференцирующий характер, и коллективное сознание арабов признает свою метаэтническую общность.

 

 

Название Просмотров
1 Арабы Адена в 19 веке. 1490
Яндекс.Метрика Устанавливая код счётчика на сайт, вы