Этносы Ближнего Востока в 19 веке.


Этносы Ближнего Востока в 19 веке.

 

     В ближневосточный регион входит Палестина, Аравийский полуостров, Египет, Судан, Малая Азия и Мессопотания. В 19 веке большая часть территории Ближнего Востока входила в состав Османской Империи. Египет был ареной борьбы между Францией, Великобританией и Турцией. В Палестине, Египте и Аравии преобладают этносы, имеющие арабское происхождение. Поэтому, часто этот регион называют Арабским Востоком. В Малой Азии преобладают турки, восточнее курды, еще восточнее персы. В Палестине присутствуют евреи, севернее ассирийцы, а на южном берегу Красного моря сомалийцы. Подавляющее большинство населения исповедуют ислам, в Ливане, Сирии и Египте есть христиане, а в Палестине – иудеи.   

     Основными течениями ислама являются сунниты и шииты. В 18 веке в Аравии появился вакхабизм, который представлял собой воинственную секту мусульманских пуритан. Они требовали очищения религии Мохаммеда и возвращения к чистому учению Корана. В 19 веке вакхабизм получил широкое распространение на Аравийском полуострове и проник в другие страны. В самом начале 19 века вакхабиты захватили Мекку и Медину, побережья Красного моря и Персидского залива и объединили в одно феодальное государство весь Аравийский полуостров. Османская империя боролось с этим государством и пыталось примирить суннизм и вакхабизм, однако  вакхабитское государство восстанавливалось вновь.

     Ближний Восток имел большое значение, как перекрещение торговых путей между Европой и Восточными странами. Аравийский полуостров представлял собой пустыню с редкими оазисами, и до 19 века был малопривлекателен для колониальных завоеваний (добыча нефти здесь началась только в 20 веке). Первой европейской страной, проявившей интерес к Аравии, была Великобритания. В 1839 году она захватила полуостров Аден и остров Перим, находящийся посередине Баб-эль-Мандебский пролив. Таким образом, англичане стали контролировать вход в Красное море со стороны Индийского океана. В 1869 году был прорыт Суэцкий канал, и морской путь через него и Красное море стал кратчайшим морским путем из Европы к Восточной Африке, Индии и Дальнему Востоку. Дипломатическим путем Великобритания подчиняет себе султанат Маскат и устанавливает контроль над Персидским заливом.  В 1892 году англичане устанавливают свой протекторат над Оманом, а затем над Бахрейном и Кувейтом. В конце 19 века, на Ближнем Востоке активизировала свои действия Германия. В 1890 году она начала строительство Багдадской дороги, тем самым увеличив значение сухопутных торговых путей. Турецкий султан начал строительство Геджасской железной дороги, которая бы соединила Стамбул и Аравию. Ближний Восток превратился в узел противоречий между Турцией и Германией, с одной стороны и Францией и Великобританией с другой.

  • Арабы в 19 веке   ( 1 Статья )

     

    Арабы в 19 веке.

    Лай собак не вредит облакам.

    Арабская пословица.

        

         Прародиной арабов считается Аравийский полуостров, который они называют Джазират ал-араб (остров арабов). С трех сторон этот полуостров омывают воды Индийского океана. С юго-запада это Красное море, с юго-востока это Оманский и Аденский заливы и с северо-востока Персидский залив. С севера же, прилегает сирийская пустыня, которая изолирует аравийский полуостров от внешнего мира и создает иллюзию острова.

     Верхом на ослах. 19 век. Фото 19 века.

         Верхом на ослах.

        

         В 19 веке существовало еще несколько историко-этнографических зон проживания арабов. Во-первых, это Сирия, Иордания, Ливан и Палестина. Во-вторых, это Ирак. В третьих это Египет, Северный Судан и Ливия. В четвертых это страны Магриба (Тунис, Алжир, Марокко, Мавритания, Западная Сахара).

     Араб. 19 век. Фото 19 века.

         Араб.

        

         В расовом отношении арабы относятся к южным европеоидам. Они имеют смуглую кожу, развитый волосяной покров у мужчин, сильно выступающий нос. На юге Аравийского полуострова, главным образом в Адене, арабы имеют сильную негроидную примесь.

    Знатный араб.Фото 19 век.

         Знатный араб.

         Подавляющее большинство арабов исповедует ислам (в переводе с арабского «предание себя богу»). Мусульманское духовенство не является посредником между верующим и богом, оно лишь осуществляет толкование догматов Корана и помогает верующим в понимании сущности ислама. Наиболее распространенными течениями ислама в 19 веке являлись суннизм, шиизм и вакхабизм.

    Арабская женщина с ребенком. Фото 19 век.

         Арабская женщина с ребенком.

        

         У арабских женщин 19 века роды принимала повивальная бабка (муваллида, кабила, дайа). Она приносит в дом роженицы кресло с широким отверстием в сидении. При рождении присутствуют женщины уже рожавшие, а муж должен находиться где-то недалеко. Когда ребенок появляется на свет, то в правое ухо ему должны нашептать слова азана (призыв к молитве), такбир (Аллах велик) и шахаду (символ веры), в левое ухо ему должны нашептать слова Фатихи (из первой суры Корана). На седьмой день после родов в доме роженицы собираются ее родственницы, соседки и подруги. Выносят младенца и передают его из рук в руки, при этом каждая женщина должна что-нибудь пожелать ему. Матери же ребенка желают родить еще много детей. Роженица, в течение 40 дней считается нечистой, она должна отдельно от других есть и спать. После окончания этого срока подруги ведут ее в баню, и она считается очистившейся. Если рождался мальчик, то отец должен был бежать к своему дому с радостными криками: Бшара! Бшара! (Добрая весть!) Если рождалась девочка, то посланец шел к отцу со скорбным видом. Чтобы утешить огорченного отца, посланец говорил ему: «Да будет благословенной невеста!» (подразумевалось, что при выдаче замуж, отец невесты получит махру). Отец при этом должен был ответить: «Да благословит тебя Аллах». Если новорожденная девочка умирала, то принося соболезнования, нужно было сказать: «Пусть Аллах заменит ее братом». Если у араба 19 века, прожившего несколько лет с женой,  не было мужского потомства, то это могло послужить основанием для развода или для того, чтобы тот взял к себе в дом еще одну жену. Невестка, родившая сына, пользуется большим уважением в семье, чем невестка родившая дочь или не рожавшую.

     

         Важным событием в жизни араба является обрезание (хитин). Обычай обрезания у семитских народов существовало задолго до принятия ислама. Этот обряд должен был пройти каждый мужчина и только после совершения его, он мог считаться членом сообщества. В Коране отсутствуют требования делать обрезание, однако мусульманином может считаться только тот, кто совершил этот обряд. Только после обрезания можно посещать мечеть и стать старшим в семье. В некоторых районах Египта и Аравийского полуострова в 19 веке практиковалось и обрезание у девочек. (Этот обычай существует кое-где до сих пор). Суть этого обряда заключается в том, что девочке отрезали кончик клитора (иногда его отрезали полностью). Это наносило тяжелую психическую травму, а заживление раны было очень болезненно, и женщина становилась фригидной. Более того, иногда зашивалось и влагалище и оно срасталось, поэтому перед тем как выйти замуж, девушке надо было сделать операцию по разрезанию этого органа.

         Цель обрезания у девочек и мальчиков различна. Мальчикам обрезание дает право войти в мир мужчин и стать членом сообщества, а у девочек повышаются шансы выйти замуж.            

         Важным этапом в жизни арабов 19 века была женитьба. При этом выплачивается махра, сумма которой определяется родственниками невесты и уплачивается сразу же после подписания брачного контракта. Формально от невесты требуется согласие на брак, но и молчание расценивается, как знак согласия. Перед церемонией бракосочетания невесту наряжают в белое свадебное платье, а пятки и ладони раскрашивают хной. Во время бракосочетания невеста говорит: «Считаю себя твоей женой по определенному махру». Жених должен ответить: «Бракосочетание принял». После этого брак регистрируется нотариусом. После окончания свадебной церемонии невеста переселяется в дом жениха. Первая брачная ночь (лейлат аддухуль) заканчивается демонстрацией простыни.

         Полноценным членом новой семьи женщина считается после рождения мальчика. Характерной чертой национального характера арабов, является предприимчивость и склонность к торговле. Воровство в арабских странах встречается редко. Возможно, это потому, что за это преступление по приговору шариатского суда отрубают правую руку. За вторую кражу отрубали левую ногу, за третью кражу отрубали левую руку.

    Молодые арабы. Фото 19 век.

         Молодые арабы.

        

         У арабов крепки семейные связи, попавший в беду человек всегда может рассчитывать на помощь родственников. Арабы гостеприимны, даже бедные люди могут пригласить малознакомого человека разделить их скромную трапезу. Скупость среди них не распространена, они часто жертвуют деньги на благотворительность, строительство бань и мечетей. В отличие от европейцев, речь у арабов более цветиста, для него важнее не суть сказанного, а форма, которая носит иногда иносказательный характер. Разговаривая, они больше заботятся о том, чтобы понравиться собеседнику, а суть сказанного и выполнение данных обещаний уходит на второй план. Арабы больше внимания обращают на то, как это было сказано, а не то, что именно было сказано. Беседуя с равными, они будут похлопывать друг друга по плечу или колену. В отношениях же людей разного возраста, молодые выказывают почтительность, именно это, можно сказать и о людях занимающих разное социальное поведение. Если встречаются хорошо знакомые мужчины, то они трижды прикасаются друг к другу своими щеками. Считается нормальным, когда по улице идут двое мужчин и держатся при этом за руки. Если идут трое, то араб, идущий в середине, может положить свои руки на плечи или на талии приятелей идущих с ним рядом. У арабов считается нормой поведения опаздывать на встречи или не точно соблюдать какие-то договоренности. Для араба считается, что-то пообещать и не выполнить нормой поведения.

    Арабский цирюльник. Фото 19 век.

         Арабский цирюльник.

         Полигамия у арабов имеет доисламскую традицию. В постоянных войнах гибло много мужчин, поэтому женщин надо было как-то устраивать. Коран же ограничил количество жен, которых можно было иметь одновременно, четырьмя. Брак женщины мусульманки с иноверцем недопустим, так как мужчина господствует над своей женой, а не мусульманин не имеет права господствовать над мусульманкой. Женщина, осмелившаяся выйти замуж вопреки воли отца, рискует быть убитой отцом или братьями. Мужчина мусульманин может взять в жены женщину другой веры. Когда у араба спрашивают, сколько у него детей, а он отвечает, что двое или трое, то имеется в виду количество мальчиков. Для женщины тоже очень важно родить мальчика и не только потому, что от этого ее статус в семье повысится. Муж может умереть или развестись, а сын останется, и будет опекать свою мать.

     

         Коран запрещает пить вино, поэтому среди арабов широкое распространение получило жевание ката, которое производит легкое наркотическое воздействие на организм. Это зеленые листья растения похожего на чайные кусты. В доисламский период арабы занимались виноделием и готовили крепкие напитки, изготавливаемые из фиников. За употребление алкогольных напитков Мухаммад требовал телесное наказание. За совершение этого проступка в четвертый раз полагалась смертная казнь. Однако в 19 веке, в странах наиболее подверженных европейскому влиянию светские суды стали вытеснять шариатские.

         Арабы различных стран имеют этнопсихологические, культурные и антропологические различия. Тем не менее, эти различия не носят принципиальный дифференцирующий характер, и коллективное сознание арабов признает свою метаэтническую общность.

     

     

  • Египет в 19 веке.   ( 6 Статьи )

    Египет и египтяне в 19 веке.

    Кто спрашивает, тот не заблудится.

    Египетская пословица.

          Подавляющим этническим большинством в Египте 19 века были арабы.

     Арабы. Фото 19 век.

        Арабы.

         Главенствующей религией являлся ислам (сунниты). Христиане составляли немногим более 10% населения, это были копты-потомки египтян, принявших христианство, тогда когда Египет входил в состав Византии. Именно поэтому большинство коптов проповедует православие, а меньшинство католицизм. Кроме арабов и коптов в Египет 19 века населяло значительное число бедуинов (которые тоже являются арабами) и турок.

     Турецкая женщина. Фото 19 век.

         Турецкая женщина.

         Важнейшим событием первого года 19 века в Египте была сдача в плен французского экспедиционного корпуса англичанам. В течение трех лет они вели успешные боевые действия против египетских мамлюков, турецких и английских войск. Но, не имея существенных подкреплений из Франции, они источили свои силы и были вынуждены сдаться в плен.

    Бедный араб из Египта. Фото 19 век.

         Бедный араб из Египта.

         После этого началась междоусобная война, в результате которой к власти в Египте пришел Мухаммед-Али, который командовал воинскими частями, составленными из албанцев. В течение нескольких лет он смог укрепить свою власть, и хотя признавал свою вассальную зависимость от турецкого султана, фактически же проводил независимую политику.

     Египетская крестьянка. Фото 19 век.

         Египетская крестьянка.

         Мухаммед-Али воспользовался трудностями турецкого султана и подчинил Египту Аравийский полуостров, а затем Судан. Внутри страны он стал проводить экономические реформы и реформировать армию по европейскому образцу. Открылись судостроительные верфи в Александрии, хлопкопрядильные, ткацкие, маслобойные и сахарные заводы. Тем не менее, хозяйственные отношения продолжали носить феодальный характер.

     Крестьянка из Египта. Фото 19 век.

         Крестьянка из Египта.

         На промышленные предприятия и на работы по мелиорации принудительно сгонялись феллахи, которым платили за работу продуктами питания. Стали открываться школы, в которых обучали необходимым специальностям. Для обучения местных кадров были приглашены специалисты из Франции. Стали переводиться на арабский язык учебники и специальная литература.

     Сфинкс. Фото 19 век.

         Сфинкс.

         Принудительно из феллахов набирали и рекрутов в армию. Офицерами же служили турки, албанцы и черкесы. Египтян на эти должности не допускали. Реорганизовав и обучив свою армию по европейскому образцу, Мухаммед-Али послал ее в помощь турецкому султану на Балканский полуостров для подавления греческого восстания. Здесь египетская армия, в ходе боевых действий в 1824-1827гг. приобрела боевой опыт, и Мухаммед-Али понял, что настал момент для получения полной независимости от Османской империи и установлении в Египте абсолютной монархии. В 1831 году египетская армия вторглась в Сирию, которая входила в состав Османской империи и брали там один сирийский город за другим. Турецкие армии, которые турецкий  султан послал против бунтовщиков, были разбиты, и египетская армия стала продвигаться в сторону Стамбула. Однако в этот конфликт вмешались европейские державы и был заключен мирный договор, согласно которому Мухаммед-Али признавал формальную зависимость от Турции, а Сирия переходила под власть Египта. В 1839 году разразилась новая война, И поначалу Египет одерживал победу над Турцией. Но усиление Египта не входило в планы Великобритании, которая высадила свои войска в Сирии и разгромила египетскую армию. Египет признал себя провинцией Османской империи и отказался от притязаний на Сирию. В 1856 году правитель Египта Саид-паша предоставил концессию на строительство Суэцкого канала Фердинанду Лоппесу, который был двоюродным братом французской императрицы. Организованная им строительная компания выпустила акции на сумму 200 миллионов франков, но продать их удалось лишь на 112 миллионов франков. Остальные акции на сумму 88 миллионов франков выкупило египетское правительство, которое было вынуждено взять для этой цели кредит. Длина канала составляла 160 километров и при его строительстве вручную было перемещено 74 миллиона кубометров грунта. Торжественное открытие канала состоялось 17 ноября 1869 года. Во время строительства канала погибло несколько десятков тысяч египетских рабочих. В шестидесятые и семидесятые годы 19 века в Египте интенсивно строились железные дороги, мосты, промышленные предприятия, развивалась культура и образование.

         В 1863 году в Каире был открыт Булакский музей. Однако внешние долги Египта росли, и в 1876 году было объявлено о банкротстве. Акции Суэцкого канала, которые принадлежали Египту, выкупила Великобритания. Было сформировано правительство Египта, состоящее из англичан и французов, которые увеличили налоги и сократили государственные расходы. Сокращению подверглась и египетская армия. Это привело к взрыву недовольства среди египетского офицерства. Протестное движение возглавил полковник Ораби-паша, и его поддержали широкие слои населения. Под давлением народных масс в Египте было сформировано национальное правительство, а Ораби-паша был назначен военным министром. В 1882 году в Александрию вошла англо-французская эскадра, и хедиву Тауфику был предъявлен ультиматум с требованием роспуска национального правительства. 11 июля 1882 года английская эскадра бомбардировала Александрию, в городе начался пожар, а египетская армия покинула город. После взятия Александрии англичане получили подкрепление и взяли Порт-Саид и Суэц, наняли несколько бедуинских племен, которые помогли разгромить египтян 13 сентября 1882 года при Тель-эл-Кебире. Еще через два дня англичане взяли Каир и установили свою власть в Египте. Формально, Египет продолжал считаться провинцией Османской империи, но фактически страной управлял британский Генеральный консул, который по своему усмотрению назначал и увольнял министров и чиновников. Во всех учреждениях заправляли английские советники, армия была распущена, а полиция набиралась из европейцев.

     Карта Египта 1851 года.

         Карта Египта 1851 года.

         Во время английского владычества активно строились железные дороги, заводы, была построена Асуанская и другие плотины, благодаря чему были увеличены посевные площади. Были введены единые налоговые ставки на землю и запрещены бесплатные, принудительные работы. Многократно выросли объемы выращиваемого хлопка, который стал основным экспортным продуктом и потеснил хлопок США на рынках Европы. Однако подъем экономики не привел к улучшению благосостояния египтян, потому что значительная часть продукции Египта вывозилась в уплату долгов.

Яндекс.Метрика Устанавливая код счётчика на сайт, вы