Японская этническая музыка в 19 веке.

Музыка в Японии 19 века.

 

Японская музыка в 19 веке

Японская музыка в 19 веке.

Струна семизене
Порвалась со звоном.
Как ветка сакуры
Сломалась от ветра.
Закончился танец.

Отомо Кирамуси.

 Японская музыка до последней четверти 19 века.

      В Японии считается, что музыка появилась с самого начала существования мира. Музыкальные инструменты причисляли к предметам культа религии синто. Конфуцианство и буддизм тоже отводило музыке почетное место. Участие музыки во всех торжествах в 19 веке было обязательно. Во время религиозных церемоний музыка исполняется самими жрецами. На всех праздниках звучит пение, барабаны, тамбурины. гонги, колокола.

      Национальная японская музыка уходит своими корнями в язычество древней Японии.

      Микадо, сегуны, и даже некоторые дайме имели свои частные оркестры. Духовная музыка носила название "гакку", а светская "но". Профессиональные музыканты, как правило не знали никакой нотной грамоты, а были самоучками. Они странствовали из одного города в другой.

      Японская поэзия и проза, театральные представления полны описаниями музицирования. Художники любили изображать танцоров, музыкантов, певцов. Танцы, в сопровождении музыки, назывались «бугаку». Оркестр бугаку состоял из ударных и духовых музыкальных инструментов.

Характерные японские танцы. Фото. 19 век.

     Характерные танцы.

     Придворные оркестры состояли из большого количества музыкантов, туда входили и струнные, и духовые, и ударные музыкальные инструменты. Весь оркестр управлялся дирижером – «теро».

      Наивысшим почетом пользовались исполнители духовной музыки, которых называли "гаккунитами". Исполнители светской музыки назывались "генинами". Ниже их стояли слепые музыканты, они исполняли простую музыку и могли иметь почетные чины: "кенгио" и "кото". К низшей категории относились женщины музыканты, в том числе и гейши.

Урок танцев в Японии. Фото. 19 век.

      Урок танцев.

     Для исполнения музыки на религиозных процессиях использовались музыкальные инструменты под названием «каккуки». Для светских целей эти музыкальные инструменты использовать было нельзя. Они должны были отличаться от «каккуки» либо числом струн, либо размерами.

      Японские музыкальные инструменты очень простые, в них отсутствуют вентили и клавиатура. Многие музыкальные инструменты заимствованы у китайцев. Единственный музыкальный инструмент неизвестный китайцам – это самизен. Этот музыкальный инструмент очень примитивен, и состоит из кубического ящика без всяких отверстий, прикрепленному к нему грифу, и трех струн, которые регулируются винтами. Играют на нем гейши и простой народ (торговцы, крестьяне, ремесленники). Есть у японцев и смычковый музыкальный инструмент, напоминающий виолончель, и называемый «кокиу».

Японский музыкант импровизирует. Фото. 19 век.

     Импровизатор.

     В 19 веке, было полное непонимание европейцев японской музыки, а японцы совершенно не понимали европейской музыки. Так например, когда одна из лучших японских актрис стала выступать перед европейскими зрителями, то вид ее, был настолько комичен, что вся публика стала покатываться со смеху. Когда же японские туристы присутствовали в парижской «Большой опере» и примадонна стала выводить высокие ноты, то это вызвало такой хохот японцев, что представление пришлось остановить. Слушая европейскую музыку, японцы говорили, что у них создается впечатление о вое собак, а европейцам, японская и китайская музыка представлялась какофонией и кошачьей музыкой. Согласно древнему японскому обычаю, японские дипломатические посланники на первой аудиенции у иностранного государя обращались не с речью, а с пением. Причем совершенно непонятно было, что это поздравление, ультиматум, или еще что-то. Впрочем, во второй половине 19 века, этот обычай изжил себя, но традиционная двусмысленность в японских дипломатических нотах осталась до сих пор.

Японская музыка в конце 19 века.

      В октябре 1879 года, циркуляром министерства образования Японии был создан центр музыкального образования – Онгаку Торисираба Гакари. Целью его была подготовка музыкантов и преподавателей музыки, включающей как западные, так и традиционные японские музыкальные элементы. В общеобразовательных школах стали обучать пению, музыкальной теории и игре на некоторых музыкальных инструментах.

      Однако, к концу 19 века, европейская музыка прижилась в крупных японских городах.

     Стали проводиться концерты европейских и американских знаменитостей, а также и самих японцев, прошедших учебу в западных консерваториях. На улицах же можно было услышать духовые оркестры, которые играли в торжественных случаях. Германский капельмейстер Эккерт был приглашен в Японию, для организации помощи в создании военных оркестров. Он также, сочинил и музыку к японскому гимну, слова которого, были взяты из старинного стихотворения «Кимигайо».

      В 19 веке, такие музыкальные инструменты, как пианино и орган, были большой редкостью в Японии, и эти инструменты завозились морским путем. Но в 1887 году, Торакусу Ямаха, организовал фирму по производству музыкальных инструментов (главным образом органов), которая разрослась и став концерн, получила называние «Ямаха». Таким образом, к концу 19 века, во многих храмах и молельных домах появились органы.

      Часто, концерты устраивали и христианские миссии (в том числе и православная). Так. Благодаря усилиям владыки Николая (Японского) при Токийской Православной миссии, был организован хор, исполняющий русскую духовную музыку. Хоровое пение во время буддистских и синтоистских церемоний тоже имело традиционное место, то там отсутствовало, присущее русскому хоровому пению многоголосие. Так в 1891 году при Токийском Воскресенском Соборе, был образован четырехголосый 

Послушайте японскую этническую музыку.

 

 


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс.Метрика Устанавливая код счётчика на сайт, вы